Статья 15416

Название статьи

МЕТОДОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА 

Авторы

Мельник Надежда Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара, ул.Молодогвардейская, 244), prfgo@rambler.ru

Индекс УДК

 378.147

DOI

 10.21685/2072-3024-2016-4-15

Аннотация

Актуальность и цели. Профессиональная деятельность магистра в условиях инновационной экономики неразрывно связана с решением профессиональных задач, характеризующихся многомерностью, многофакторностью, неопределенностью начальных условий, множественностью альтернатив развития ситуации. С этих позиций одним из ключевых факторов подготовки магистров, соответствующих уровню инновационной экономики, является специальным образом организованная самостоятельная работа магистранта по осознанию и решению актуальных профессиональных задач, имеющих место в реальном секторе экономики.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе изучения научной, педагогической, специальной литературы, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, практического педагогического опыта. Достижение цели исследования реализуется на основе консолидации основополагающих подходов: деятельностного, системного, синергетического, личностного, аксиологического, эволюционно-деятельностного.
Результаты. Разработана инновационная концепция организации самостоятельной работы магистранта, базирующаяся на методологии интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности субъекта, обеспечивающей параметрическое (на основе параметров порядка с сетевым и реляционным представлением и обработкой информации) управление выработкой продуктивных решений с качественно новыми свойствами и функциональными возможностями. Показано, что системообразующим фактором интеллектуально-информационной поддержки является информационная модель, структурированная на основе двух взаимодействующих фрактальных пространств представлений: пространства представлений субъекта деятельности и пространства представлений профессиональной деятельности, образованных соответственно девятью и восемью параметрами порядка с потенциально неограниченным количеством формальных связей, которые вследствие фрактальности среды себе подобны и при решении актуальных профессиональных задач легко коррелируются в частные связи в результате умозаключений. Это позволяет с минимальными временными и энергетическими затратами легко решать нестандартные, многофакторные, многокритериальные задачи.
Выводы. Предлагаемая концепция инновационной организации самостоятельной работы магистранта и технология ее реализации за счет уникальных свойств пространств представлений профессиональной деятельности и субъекта деятельности практически без сложных умозаключений обеспечивает: декомпозицию задачи, корреляцию глубины и широты ее решения в зависимости от потребностей и целей субъекта; генерацию ценных знаний непосредственно в ходе решения актуальной задачи, консолидированный целостный учет достижений во внешней среде; эволюцию обучающегося соразмерно изменениям профессиональной среды и собственных потребностей.

Ключевые слова

интеллектуально-информационная поддержка профессиональной деятельности субъекта, целостный универсальный образ профессиональной деятельности, параметрическое управление генерацией, пространство представлений профессиональной деятельности, пространство представлений субъекта деятельности

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. – URL: http://base. consultant.ru
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. – URL: http://base.consultant.ru
3. Мельник, Н. М. Эволюционно-деятельностная технология познания профессиональной среды – основа надежной деятельности специалиста / Н. М. Мельник // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 1 (17). – С. 121–131.
4. Нестеренко, В. М. Параметрическое управление знанием в процессе решения профессиональных задач / В. М. Нестеренко // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2011. – № 1 (15). – С. 89–98.
5. Нестеренко, В. М. Концептуальные положения системной генерации решения актуальных профессиональных задач / В. М. Нестеренко // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 3 (27). – С. 161–169.
6. Мельник, Н. М. Инновационная технология подготовки лидеров глобальной конкуренции / Н. М. Мельник // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 2 (20). –С. 129–141.
7. Мельник, Н. М. Концепция эволюционно-деятельностного профессионального образования / Н. М. Мельник, В. М. Нестеренко. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 334 с.
8. Мельник, Н. М. Эволюционно-деятельностный подход к профессиональной подготовке выпускника вуза в условиях инновационного развития экономики / Н. М. Мельник // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 3 (21). – С. 244–249.
9. Мельник, Н. М. Эволюционно-деятельностная направленность подготовки магистров-созидателей / Н. М. Мельник // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 3 (27). – С. 130–137.
10. Мельник, Н. М. Интеллектуально-информационная поддержка деятельности специалиста – ключевой фактор подготовки кадров для инновационной экономики / Н. М. Мельник // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2011. – № 1 (15). – С. 76–83.
11. Мельник, Н. М. Интеллектуально-информационная поддержка генерации актуального знания в процессе решения профессиональных задач / Н. М. Мельник // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 2 (20). – С. 220–224.
12. Miller, G. A. The magical number seven, plus-or-minus two or some limits on our capacity for processing information / G. A. Miller // Psychological Review. – 1956. –№ 63. – P. 81–97.
13. Мельник, Н. М. Консолидированная интеллектуально-информационная поддержка безотходной генерации актуального знания в процессе профессиональной деятельности / Н. М. Мельник, В. М. Нестеренко // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. –2013. – № 1 (19). – С. 93–100.

 

Дата создания: 27.12.2016 13:52
Дата обновления: 11.04.2017 14:45